Металлургический район,хвалы и славы достоин он!


С сентября 2023  в группе "Облачко" начали разрабатывать проект «Животные и растения Металлургического района»

Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: исследовательский.
Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, родители.
Продолжительность: долгосрочный.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммутативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественное-эстетическое».
Направленность: экологическое воспитание.
Цель проекта: ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира.
Задачи проекта:
- Способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы.
- Развивать творческие способности детей; вовлекать родителей и детей в совместную деятельность.
- Формировать у детей знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира своего района, показать неповторимость и красоту природы.

          В сентябре ребята группы "Облачко" участвовали в выставке осенних поделок "Овощной переполох":


В октябре к нам в группу приходила Кублис П. и  поделилась с детьми тем, что в повседневной жизни помогает бездомным  животным, кормит их, лечит при необходимости. Беседуя  о бездомных животных, мы выяснили, что дети довольно часто встречают их в городе и пришли к выводу, что им надо помогать, предположили, что даже дети детского сада могут помогать бездомным животным.

 
Мама Тимофея М. сделала своими руками дидактическую игру "Угадай чей листок".
Цель игры: Расширять знания детей образных видах деревьев и их листьев, особенностях деревьев и их пользе для человека.
Закрепить представление о деревьях (каштан, ель, клён, липа, тополь,сосна, осина, дуб, берёза).
Ребята с удовольствием изучают листья и задают много вопросов о деревьях и их строении.


Семья Ильи О. создали для нашей группы лэпбук "Животные и растения Металлургического района г.Челябинска".
Цель: Закреплять и расширять знания детей о животном и растительном мире Металлургического района. Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
Задачи: Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире нашего района.


Воспитатели совместно с детьми сделали макет территории детского сада с изображением всей растительности ( деревья, кустарники, цветы, сорная трава, овощные и ягодные культуры), а также животных и птиц, которые обитают в Металлургическом районе ( кошки,собаки,белка).


Дети нашей группы с огромным интересом учатся счету с помощью дидактической игры "Посчитай семечки в яблоках".


Дидактическая игра «Поможем кролику собрать морковку» помогает ребятам закрепить счет в пределах 5.
Задача ребёнка подобрать ботву к нужной цифре. Также можно посчитать ступеньки , сколько морковок осталось собрать, чтобы добраться до капусты и тд.

Очень нравится детям повторять счет с изображением животных и птиц " Веселый счет".
 Данная игра направлена на развитие внимания, и памяти. 
Игра предназначена для индивидуальной и совместной работы.


Дидактическая игра Пазл "Собери букву" также вызывает большой интерес у детей нашей группы. Преимущество данной игры в том, что она может стать частью обучающего процесса на начальных этапах освоения чтения. Несмотря на то, что читать наши дети еще не научились, но некоторые буквы они уже знают. 
Задача ребёнка собрать пазл и получить загаданную букву. Запомнить как она выглядит и называется. Для закрепления назвать слова которые начинаются с этой буквы, они нарисованы в каждом элементе. 

Загадки о растениях


Под сугробом он растет,                Он мачеха, и мать,

Снеговую воду пьет.                     Как цветочек, этот звать

                        (Подснежник)                                        (Мать-и-мачеха)

Прячет цветок                                  Белый цветок,

Сладкий медок.                                Кислый цветок

И в названье мед таиться                В суп пригодиться,

Узнаете?                                           Зовут его…?

                        (Медуница)                                          (Кислица)

В белой шапке стоит дед,                        На каком цветке гадают

Если дунешь – шапки нет!                        Лепесточки обрывают?

                        (Одуванчик)                                        (На ромашке)

Вдоль дороге у межи                                Зеленый плот

В золотистой спелой ржи,                        По реке плывет,

Словно синий глазок,                                На плоту – красавица.

Смотрит в небо…                                     Солнцу улыбается.

                        (Василек)                                                (Кувшинка)

Из желтой точки                                        Жаркий ветер дунул круто,

Выросли листочки,                                Что за шарик он растряс?

Белеют по кругу,                                        Вся семья на парашютах

Касаясь друг друга.                                Пролетела мимо нас.                                                                                       (Одуванчик)

Такой цветочек                                                             

Мне нравиться очень!

                        (Ромашка)

Появились бубенчики –                        Он стоит в одежке -

Белые горошки.                                      Как огонь на ножке.

Распустились колокольчики                Станет без одежки

На зеленой ножке.                                Шариком на ножке.

                        (Ландыши)                                                (Мак)

Лекарь вырос у дороги,                         Из-под снега вышел друг,

Он больные лечит ноги.                        И весной запахло вдруг.

                        (Подорожник)                                        (Подснежник)

На проталинке в лесу                                Стоит кудряшка -

Первым встретил я весну.                        Белая рубашка,

Я мороза не боюсь,                                Сердечко золотое.

Первым из земли пробьюсь.                 Что это такое?

(Подснежник)        

                                                                            (Ромашка)

Белые фонарики                                        Каждый лист мой

На зеленой ножке                                Любит тропки

Я весной встретила                                У обочины дорог.

На лесной дорожке.                                Но однажды людям добрым

(Подснежник)                                         Раны вылечить помог.

                                                                                (Подорожник)

Зелена, а не луг, бела, а не снег,

Кудрява, а без волос.

(Береза)


Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

(Лес)


Посадили зернышко –

Вырастили солнышко.

(Подсолнух)


Разломился тесный домик

На две половинки,

И посыпались оттуда

Бусинки - дробинки.

Бусинки зеленые,

Сладкие ядреные.

(Горох)

Вырос в поле дом –

полон дом зерном.

Стены позолочены,

ставни заколочены.

И стоит новый дом на столбе золотом.

(Колосок)


Я прихожу с подарками,

блещу огнями яркими,

нарядная, забавная,

на Новый год я главная.

(Елка)


Мячики колючие,

Очень приставучие.

Их прицепит всем бездельник –

Пакостный сорняк...

(Репейник)


Никак не могу понятья:

Похожие кусты, как братья.

А ягоды у них разные-

чёрные, белые, красные.

(Смородина)


Она под осень умирает

И вновь весною оживает

Иглой зеленой выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё - беда:

Она их главная еда.

 (Трава)


Матушкой-весной

Я в платьице цветном,

Мачехой-зимой

Я в саване одном

(Черемуха)


Низок да колюч,

Сладок да пахуч,

Ягоды  сорвешь

Всю руку обдерешь.  

(Крыжовник)


Что за бусинка вот тут

На столбе повисла?

Глянешь - слюнки потекут,

А раскусишь - кисло

(Клюква)


На полянке у дорожки –

Красные горошки.

Кто мимо пройдет –

В рот себе их кладет

(Земляника)


Взял Ванюша туесок,

Пошел Ваня во лесок.

Видит: ягодка на кочке

Укрывается листочком.

– Что за ягодка такая,

Словно небо, голубая?

Ягодка шепнула тихо:

– Я, Ванюша,

(Голубика)


Загадки о животных


Зубовато, серовато,

по полю рыщет,

телят, овец ищет.

        (Волк)

Зелёные мы, как трава,

Наша песенка: "Ква-ква".

        (Лягушка)

Пятачком в земле копаюсь,

В грязной луже искупаюсь.

        (Свинья)

Пятак есть, а ничего не купит.

        (Свинья)

Живёт в норке, грызёт корки.

Короткие ножки; боится кошки.

        (Мышь)

Мягкие лапки,

А в лапках - цап-царапки.

        (Кошка)

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

        (Собака)

Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое.

        (Корова)

Не мышь, не птица, в лесу резвиться,

На деревьях живет и орешки грызет

(Белка)

Зимой спит,

Летом ульи ворошит.

(Медведь)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)

Длинное хвостище,

рыжее волосище,

сама хитрище.

(Лиса)

Летом, в болоте, вы её найдёте.

Зелёная квакушка. Кто это?

  (Лягушка)

Хвост крючком, нос пятачком.

 (Поросёнок)

Не мышь, не птица, в лесу резвиться,

На деревьях живет и орешки грызет

(Белка)

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины.

И добротные плотины.

(Бобры)

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки

На меня они глядят

Молока они хотят.

(Ежи)

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой!

(Хомяк)

Зимой спит,

Летом ульи ворошит.

(Медведь)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)

Стройный, быстрый, Рога ветвисты,

Носится весь день. Кто это?

(Олень)

Дидактическая игра «Так бывает или нет?»

Дидактическая задача: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры:  Воспитатель объясняет правила игры:

- Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну»...


Дидактическая игра «Что сажают в огороде?»

Дидактическая задача: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот, выходит из игры.

- Морковь (да), огурец (да), свекла (да), слива (нет) и т. д.


Дидактическая игра «Дети и волк».

Дидактическая задача: учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.

Ход игры: Выбирается «волк». Дети собирают в лесу землянику и грибы, говорят:

Дети по лесу гуляли, Но вот сучья затрещали...

Землянику собирали. И глазища засверкали...

Много ягодок везде - Дети, дети, не зевайте,

И на кочках, и в траве. Волк за елью - убегайте!

Дети разбегаются, «волк» ловит. Пойманный ребенок становится «волком», и игра начинается сначала.


Дидактическая игра «Что это за птица?»

Дидактическая задача: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.


Дидактическая игра «Брать - не брать ягоды».

Дидактическая задача: увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; дифференциация лесных и садовых ягод; развитие слухового внимания.

Ход игры: Дети стоят кружком. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат названия лесной ягоды, они должны присесть, а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки верх. (Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.)


Дидактическая игра «Где что растет?»

Дидактическая задача: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут - дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет - дети молчат.

  • -Яблоня, груша, малина,  ель,  облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен.
  • Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее:
  • -Слива, осина,   рябина, дуб, тополь, сосна.
  • В конце игры подводят итог, кто знает больше деревьев.

Физкультминутка «Три медведя».

Три медведя шли домой (дети шагают на месте вперевалочку).

Папа был большой-большой (поднимают руки над головой).

Мама с ним - поменьше ростом (руки на уровне груди).

А сынок - малютка просто, маленький он был (приседают).

С погремушками ходил

Дзинь- дзинь, дзинь – дзинь (дети имитируют игру с погремушками).

Физминутка "Листочки"

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

(присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели

(легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели.

(присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

(легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(присесть)


Физминутка «Овощи»
В огород пойдем,
Маршировать на месте.
Урожай соберем.
Идти по кругу, взявшись за руки.
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты
Имитировать, как срезают, таскают, копают.
Круглый, сочный, очень вкусный.
Показать руками.
Щавеля нарвем немножко
«Рвут».
И вернемся по дорожке.
Идти по кругу, взявшись за руки.




С сентября 2023 г. начинаем работать над проектом "Животный и растительный мир Металлургического района" по модулю "Металлургический район, хвалы и славы достоин он!"

Вид проекта: познавательно- исследовательский.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Цель проекта: развивать познавательный интерес к живой природе, воспитывать любовь к природе, уважительного и заботливого отношения к ней, расширить знания о природе.

Задачи проекта:
- Закреплять и расширять знания детей о растениях, которые растут на территории детского сада, их красоте и пользе; о животных, которые встречаются вблизи дома и детского сада;
- Воспитывать стремление к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
- Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природы.


Предварительная работа:

Поисковая работа по подбору иллюстраций, методической литературы, игр, сказок, рассказов, стихотворений. Рассматривание репродукций.

Наблюдение:

Наблюдения за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревьями, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.

Трудовая деятельность:

  • Подкормка птиц.

  • Уборка мусора.

Дидактические игры по проекту:

«Звери, птицы, рыбы»
Дидактическая задача: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?»
Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).
Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.
Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).

 «Угадай, что где растет».
Дидактическая задача: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

«Какое время года?»
Дидактическая задача: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

«Что это за птица?»
Дидактическая задача: уточнять и расширять представления о жизни птиц зимой; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.


 Проект "Животные вокруг нас" 
"Металлургический район, хвалы и славы достоин он!"


           С сентября 2022 года в нашей группе «Облачко» началась реализация долгосрочного проекта "Животные вокруг нас" по модулю "Металлургический район,хвалы и славы достоин он".



             Воспитывать любовь к природе важно начинать с самого детства, учить заботиться о природе и беречь ее. Важной частью природы являются живые существа. Прежде всего, ребенок узнает животный мир, знакомясь с теми, кто живет рядом с ним. А это домашние и дикие животные. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме - важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. 

                 К сожалению, не у каждого ребенка дома живет какое-либо животное, и не с каждым ребёнком родители ходят в зоопарк или выезжают на природу. Таким образом, появилась необходимость более близко познакомить детей с домашними и дикими животными, которых можно встретить в Металлургическом районе города Челябинска. Уникальное сочетание природных условий определяет разнообразие животных Челябинской области. Здесь есть представители трех зон: степной, лесостепной и горнолесной. В каждой преобладают те виды животных, которые наиболее адаптированы к ее условиям.

Цель проекта: Обогатить знания детей о  животных, которые встречаются в нашем Металлургическом районе.

Задачи проекта:

  •   Уточнить и расширить знания детей о животных, их образе жизни, повадках, характерных внешних признаках.
  •  Содействовать накоплению ребенком личного опыта познания окружающего мира и чувственного контакта с ним.
  •   Развивать умение  сравнивать (с помощью взрослого) двух животных по 1-2-м признакам, выделять сходства и отличия, группировать животных по заданному  образцу.
  •  Формировать первоначальные представления о труде взрослых (уход за животными).
  •    Формировать правила безопасного поведения при общении с животными, стимулировать проявление добрых чувств и отношений к животным.
  •    Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о животных, их действиях, ярко выраженных особенностях.
  •   Поддерживать стремление отражать  в разных продуктах детской деятельности общие признаки и некоторые характерные черты животных, относительное сходство по форме, цвету.
  •    Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок о животных.

Продукт проектной деятельности – Картотека  «Животный мир Металлургического района», презентация «Проект о животных Металлургического района».

Этапы проекта:

1-ый этап – Подготовительный (сентябрь). Направлен на обогащение развивающей среды.

1. Подбор методической литературы по теме проекта.

2. Подбор художественной литературы, загадок по теме «Животные».

3. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, набор игрушек  животных.

4. Подбор подвижных, пальчиковых игр, дыхательной и артикуляционной гимнастики.

5. Привлечь родителей к работе над проектом: изготовление альбома о  животных, шапочек для инсценировок и подвижных игр, макета «Домашние животные», принести фотографии для стенда «Наши любимцы».

2-й этап – Основной (октябрь – апрель)

              Реализация проекта. Проведение с детьми ОД по теме проекта. У детей будет сформулировано понятие  «животные», узнают какие животные обитают в Металлургическом районе. Дети будут правильно называть животных и их детёнышей. Знать чем они питаются. Как надо за ними ухаживать. Какую пользу они приносят людям. Повысится познавательный интерес к животным, появится желание заботиться о них. Расширятся коммуникативные и творческие способности детей. Обогатится словарный запас детей.

3-й этап – Заключительный (май).

Результаты проекта. Обработка и оформление материалов проекта.  Презентация проекта. 

       С начала реализации проекта с ребятами мы прослушали аудиозаписи с голосами животных, которые встречаются в Металлургическом районе; провели беседы о диких животных наших лесов (белка, ежик, заяц)»; просмотрели презентации «Как себя вести, если встретил на улице собаку», организовали выставку «Животные нашего района»:


провели сюжетно-ролевые игры «Путешествие в лес, в гости к зверюшкам»чтение художественной литературы«Сидит белка на тележке…»,«Заинька попляши…»«Маша и медведь»«Лиса и волк»«Три медведя»«Теремок»«Рукавичка»«Лиса и заяц»«Колобок»«Волк и семеро козлят». Также отгадывали загадки о животных; смотрели мультфильмы «Маша и медведь»«Три медведя»играли в подвижные игры«У медведя во бору…»«Поможем белочке сделать запасы на зиму»«Зайка серый»«Зайцы и волк»«Дети и волк», изготовили кормушки и прикорм для птиц:

Кормушки сделали семьи Акылбековых ,Ивановых.

Также ребята подготовили с родителями рассказы о своем домашнем питомце:


Также были изготовлены дидактические игры о животных "Чей малыш","Кто где живет","Кто что ест","Домашние и дикие животные","Расскажи-ка о...","Времена года":


 Для проведения театрализованной  деятельности  использовали изготовленные  шапки-ободки сказочных героев ("Репка, "Теремок"):



Так как в Металлургическом районе обитает большое количество животных и птиц  , таких как : заяц, белка, собаки, хорек,кукушка, тетерев, лошадь, лебедь, сова, кошка и многие другие, мы с ребятами создали фотоплакат "Животные Металлургического района", рассмотрели внешний облик животных, вспомнили название:
(Фотографии подготовила семья Кублис)

Также ребята нарисовали то животное,которое им больше всего понравилось . Все рисунки оформили в мини-альбом:

Работая по  теме проекта, у нас возникла идея об организации выставки совместного творчества детей и родителей  на тему«Животные вокруг нас».
Детям было предложено вместе с родителями сделать животное . Ведь ничего лучше нет, как совместное творчество детей и родителейСовместное творчество родителей и детей оказывает положительное влияние на всесторонние развитие ребенка, приучает к сотрудничеству. Участие в совместной деятельности семьей, вызывает у ребенка большую радость.
Дети и родители с огромным удовольствием приняли участие в выставке, каждая работа отличалась своим исполнением и оригинальностью.


"Очаровательный щенок из ваты "
Семья Чулковы


"Лучший друг человека- собака"
Семья Костюк

"Поросенок"
Семья Байзигитовы

"Лесной олень"
Семья Мельниковы

"У медведя во бору"
Семья Чугаевы

"Утки на пруду"
Семья Осмоновы

   "Птичий двор"
Семья Танделовы

"Лисица"
Семья Нефедьевы

"Собака и кот"

"Петушок-золотой гребешок"
Семья Омелины

В ходе реализации проекта дети учатся понимать, что домашние животные играют в природе и в жизни человека важную роль. Узнают, какое разнообразие животных встречается в Металлургическом районе. Обращают внимание на то, какую роль в природе играют дикие животные. Также, у детей обогатился словарный запас, расширились коммуникативные и творческие способности, возник устойчивый интерес к представителям животного мира.


Консультация для родителей «Влияние животных на полноценное развитие личности ребенка»

"Домашние животные, как и растения, приносят большую радость детям. Мир животных чрезвычайно привлекателен для ребенка. В отличие от растений, животные обладают определенным своеобразным поведением. Они могут ходить, бегать, лазать, плавать, едят и пьют почти как люди, слышат и видят, т.е. воспринимают окружающий мир и реагируют на него. Своеобразие и динамичность животных очень нравятся детям.

В 3-4 года ребенок активно познает окружающий мир. Психологи считают, что именно на данном этапе развития завершается формирование личности. Для ребенка уже можно завести первое домашнее животное, но ухаживать за ним придется пока взрослым. Животные, подходящие для детей данного возраста: аквариумные рыбки, птицы, морская свинка или кролик. Сначала нужно показать животное ребенку, рассказать о его повадках, характерных особенностях. Первое время ребенок будет просто наблюдать за тем, как взрослые ухаживают за живностью, затем постепенно следует привлекать его к уходу.

Нужно помнить о том, что интерес детей проявляется порой в самых неожиданных формах: малышу очень нравится рыбка, и он запускает руку в аквариум, чтобы подержать ее в руке; хочет погладить птичку, в результате чего она остается без хвоста. Поэтому следует всегда быть настороже и вовремя останавливать подобные действия детей, объясняя им, что так делать нельзя, рыбка или птичка может заболеть.

Самое главное – научить ребенка правильному обращению с животным: мягкости, неназойливости, умению считаться с желаниями животного, чувствовать его состояние, сопереживать ему. Это бесценные нравственные качества, без которых не могут развиваться гуманистические задатки в личности ребенка.

Ухаживая и наблюдая за ежом, белкой, рыбками, за птичкой, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем и как их нужно кормить. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту и сердечность. Общаясь с животными, дети узнают много нового, интересного из их жизни.

Приобщая ребенка к миру природы с помощью наблюдения, мы сознательно развиваем различные стороны его личности, пробуждаем интерес и желание познавать природное окружение, вызываем у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показываем уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться.

Интеллектуальное развитие

- Животные являются источником первых знаний о природе. Ребенок видит животное - он к нему тянется, распознает названия, отмечает различия, познает его поведение.

- Животные являются источником развития сенсорики. Ни одна обучающая игрушка не может сравниться с природой. Ребенок непосредственно через органы чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет, запах, пространственное расположение, движения, мягкость, фактуру шерсти и т.д.

- Животные являются источником развития логического мышления. На основе представлений о животных, дети учатся видеть связи и зависимости: киса мяукает у миски - голодная, хорек высоко подпрыгивает, гулит - хочет поиграть, затаился - охотится.

- Животные источник для различных видов деятельности – наблюдение, игра, труд, творчество и т.д. В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.

Животные – источник нравственного воспитания

- Источник первых переживаний и радости. Ребенок испытывает положительные эмоции в общении с животным. В современном обществе как раз больше всего не хватает положительных переживаний.

- В процессе общения у ребенка развиваются чувства прекрасного. Они учатся видеть естественную красоту.

- В процессе деятельности ребенок учится проявлять бережное (пассивное) и заботливое (активное) отношение к животному миру в целом. Таким образом у ребенка формируется основы экологической культуры, которая является составной частью духовной культуры.

Животные – источник эстетического воспитания и развития

Натуральная и естественная красота побуждает детей к творчеству. Дети любят стремятся отражать свои переживания с животным в детских стихах, рассказах собственного сочинения и конечно же в изодеятельности.

Источник трудового воспитания

В процессе наблюдения, ребенок знакомится с несложными трудовыми операциями. Под руководством взрослых у него формируются элементарные навыки по уходу за животными. Приобретаются дополнительные сведенья об условиях жизни в природе и в домашних условиях.

Источник физического развития

Животные - источник укрепления здоровья, психического развития: в процессе прогулок с собакой, хорьком, кроликом и т.д, в процессе труда дети также совершенствуются физически."


Рекомендации для родителей "Закрепление знаний детей по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»".

"Рассмотрите с детьми картинки, изображающие диких животных и их детенышей. Помогите ребенку правильно произнести и запомнить названия: заяц, лось, медведь, волк, еж, лиса, и  др.

- Побеседуйте с ребенком о том, какие дикие животные живут в наших лесах. Расскажите, что это дикие животные, потому что они живут в лесу.
- Побеседуйте с ребенком о том, какую пользу приносят дикие животные.
- Рассмотрите с детьми картинки, изображающие детенышей диких животных. Помогите ребенку правильно произнести и запомнить их названия:     -лиса-лисенок;  волк-волченок; заяц-зайченок и т.д.
- Прочитайте и выучите с ребенком стихотворение.
"Бесстрашен могучий лесной богатырь.
Его не пугает озёрная ширь,
И он не боится речной глубины.
Ветвисты рога его, ноги длинны.
Питается ветками, сочной травой.
В осеннее время настрой боевой:
Он в утренний час очень грозно ревёт
И рёвом соперников к бою зовёт.
Доверчиво из лесу к людям идёт,
То в парк городской, то в село забредёт.
И те, кому видеть его довелось,
Ответят, что это животное лось."
Ж. Синючкова

- Выполните с ребенком пальчиковую гимнастику: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ».
Мама мишек будит рано.
 Не встают они с дивана.
 -Эй, Большак, вставай скорей!
 Ждут друзья уж у дверей!
 -Ну, а ты, лентяй Указка!
 У тебя засохла краска!
 Вы должны с Середняком
 Побелить амбар и дом.
 -Безымянный, мой бедняжка!
 Знаю, болен был ты тяжко.
 Пожалею я тебя,
 Полежи ещё два дня.
 Ты, Мизинчик – малышок,
 Роста у тебя – вершок!
 Но зато проказ и драк
 Сосчитать нельзя никак!

- Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Зимовье зверей». Выясните, что ребенку запомнилось и понравилось в этой сказке.



- Поиграйте с ребенком в  дидактическую развивающую подвижную игру. «Кто кем будет?»
Цель: расширение и уточнение словаря, составление словосочетаний, словообразование (падежное изменение существительных):
- ежонок - будет ежом; лосёнок - будет лосем, рысёнок будет рысью и т.д.


Консультация для родителей «Что рассказать детям о диких животных?»

        "Знакомство с природой будет не полным, если не рассказывать ребенку о диких животных. Без животных природа мертва. Самый маленький ребенок знает, что в лесу живут звери. Дети искренне сочувствуют зайчишке, за которым охотится лиса, им нравится веселая белочка, а как все любят злого жадного волка! Народная мудрость, выраженная в сказках, не зря наделила зверей человеческими качествами - этим она приближает детей к пониманию природы, будит в них интерес к жителям леса, к их жизни. Детей необходимо знакомить с внешним видом и повадками диких зверей, обращая внимание на характерные признаки каждого животного, давая правильные сведения. Нельзя, например, огульно утверждать, что одни звери и птицы полезны, а другие вредны. Все зависит от условий, в которые они попадают. Например, хорьки приносят вред тем, что уничтожают домашних птиц, а в степях они незаменимы в борьбе с грызунами. Лучше всего показывать детям в зоопарке живых обитателей наших лесов, степей, а также пустынь, джунглей и других мест обитания. Покажите животных, известных им по сказкам и книгам: белку, бурундука, лису, зайца, медведя, волка, льва, тигра, обезьян и других животных. Лучше всего побывать в зоопарке в теплое время года, когда звери находятся на открытом воздухе. Подойдя к клетке, позаботьтесь о том, чтобы они были хорошо видны ребенку. Не следует показывать сразу всех зверей, лучше побывать в зоопарке несколько раз.

Белка.

Дети хорошо знают белку, она маленькая- с котенка. На затылке торчат ушки с кисточками. Обратите внимание детей младшего возраста на пушистую, рыжеватую шерстку, выпуклые черные глаза, на пушистый хвост, размером с саму белку. Белка подвижная. Внимание ребенка следует обратить на цепкие когти белки, рассказать, что она живет на деревьях и проворно лазает по веткам. Зубы у белки большие, изогнутые и очень острые, потому что она питается твердым кормом: орехами, семенами хвойных деревьев. Зимой белка линяет, у нее вырастает густая пушистая шерсть. Кисточки на ушах тоже вырастают и загибаются назад. Белка не впадает в спячку, но зимой спит много, особенно в холодное время.

Заяц. 

Рассматривая зайца, обратите внимание на его ноги. Расскажите, что во время прыжка заяц сначала выбрасывает вперед длинные задние ноги, а потом передние,

короткие. Если рассматривать следы зайца на снегу, то видны сначала следы задних ног, а затем передних. Заяц легко поднимается на горку, но спускаться с нее ему очень трудно. Прочитайте детям стихотворение:

Чьи это лапки на белом снегу наследили?

Кто-то по белому полю бежал.

Корешок чьи-то зубки точили,

На осинке кору обглодал.

Белым столбиком долго сидел,

Навострив свои длинные ушки,

А потом кувырком-

Полетел через голову со снежной горушки.

Можно спросить у ребенка, почему заяц полетел с горки. Заяц норы не делает. Днем он лежит под кустиком, а ночью выходит на кормежку. Летом корма много, всюду есть трава, зимой же приходится трудно, заяц бегает на огороды, грызет капустные кочерыжки или находит и ест сено. А если ничего не находит, то глодает кору деревьев и кустарников. У зайца много врагов и лиса, и волк, и сова, и ястреб. Все они не прочь полакомится вкусной зайчатиной. Зимой зайца спасает защитная окраска под цвет снега. Недаром говорят: «Бел, потому и цел». Есть еще защита быстрые ноги. Не вступая в борьбу, заяц спасается бегством не от трусости, которую ему приписывают. Существует народная поговорка: «Заяц не трус, себя бережет».

Лиса. 

Рассматривая лису, скажите ребенку, что она немного похожа на собаку. У лисы красивая, густая, пушистая шерсть. Тело ее очень подвижно, оно может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост, при повороте он работает, как руль. Зимой на ногах у лисы отрастает густая шерсть, и говорят, что лиса ходит, как в валенках, и лапы у нее никогда не зябнут. Лиса всеядная, питается свежим мясом, охотится на зайцев, крыс, мышей, ест рыбу, лягушек, ящериц. Питается и растительной пищей: ягодами и плодами кустарников. Очень любит арбузы, прием выбирает только спелые. У лисы хороший слух и обоняние. Зимой она слышит, как мыши-полевки возятся и пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. « Лиса мышкует». Летом она приносит большую пользу. У лисы много врагов, из которых самый опасный - волк. Про лисиц сочинили загадки, загадайте их детям:

У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней?

Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост - пушистая краса, кто же это?

Лось.

Лось очень крупное животное. У него высокие ноги. Большие рога на тяжелой голове. Лось живет в лесах, встречается около болот и рек. Летом в жару он забирается в густой кустарник, любит залезть по шею в воду. Зимой лосям трудно, они перебираются в малоснежные места. Причем первыми идут лоси с лосятами, а следом взрослые особи. В голодное зимнее время лоси выходят к людям в поисках еды.

Весной рождаются маленькие лосята. Мать прячет детей в укромном месте, но уже на 6-7 день они ходят за лосихой. Из-за длинных ног лосята не могут достать траву и встают на колени, чтобы прокормиться. Рога появляются через год. Лоси живут у нас в заповедниках и лосефермах. Маленькие лосята быстро приручаются, если их кормить молоком из бутылочки с соской. Лосей запрягают в сани или ездят на них в седле.

Волк. 

Волк очень похож на собаку. У него грубая, густая шерсть. Большая голова с широким лбом и толстая шея, которая малоподвижна. Зубы у волка острые. Острое зрение помогает видеть в темноте, хороший слух - издалека выслеживать жертву. Волк питается в основном мясом и в поисках пищи может очень долго бегать вместе со своим многочисленным семейством- волчицей и подросшими волчатами. Зимой пищу найти трудно, и волк часто остается голодным. Загадайте детям загадки про волка:

Кто зимой холодной бродит злой, голодный?

Все клыками щелк. Кто же это? ( Волк)

Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водоема, где-нибудь в глухом овраге. Маленького волчонка можно приручит, но полностью доверять ему нельзя. Могут проявиться качества хищника.

Медведь.

Первой любимой игрушкой многих детей бывает плюшевый мишка. И поэтому им очень интересно посмотреть на настоящего, живого медведя. Детей поражает громадное, неуклюжее тело медведя, покрытое бурым мехом, как теплой шубой. У медведя маленькие глазки и слабое зрение. Ноги при ходьбе он ставит внутрь пальцами и наружу пятками, поэтому медведя называют косолапым. Лапы у него сильные с голыми ступнями, как и у белого медведя. В народе медведя называют, босоногий мужик. Благодаря голым подошвам, медведь очень тихо подкрадывается, даже веткой не хрустнет. Питается медведь грибами, ягодами, орехами. Но особенно он любит, забравшись в улей, полакомиться медом. Медведь разоряет муравейники, съедая муравьев. Иногда медведи питаются рыбой. Часами медведь может сидеть с поднятой лапой и ждать, когда подплывет крупная рыба, затем ловко бьет ее лапой и подбирает. Осенью медведь усиленно питается, нагуливает жир, и ложиться спать на долгую зиму в берлогу.

Загадайте детям загадки про медведя:

Кто мохнатый и большой спит в берлоге зимой?"